События

21.10.2013 | ИСТОЧНИКИ ПОДБОРА СЮЖЕТА В ПОСТАНОВКЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

ИСТОЧНИКИ ПОДБОРА СЮЖЕТА В ПОСТАНОВКЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
Шашкова Т.В.,
доцент кафедры хореографии
Ханты-Мансийский филиал
Московского государственного университета
культуры и искусств
г. Ханты-Мансийск,
Заслуженный работник культуры России


Аннотация. Художественные особенности русского народного танца, его роль в жизни народа, источники содержания и выразительные средства.
Методика создания сюжетных номеров в русском народном танце.
Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. Чтобы иметь представление о художественных особенностях русского народного танца, понять какую роль он играет в жизни народа, каковы его источники содержания и выразительные средства, надо обратиться к истории развития русской народной хореографии. В танце всегда находили отражение социальные и эстетические идеалы русского народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, обряды, характер. Народ создавал в танце идеальный образ, к которому он стремился и который утверждал в эмоциональной художественной форме.
Художественно отражая действительность, русский танец передает миропонимание народа, его представление о прекрасном - это одна из главных художественных особенностей народного танца. В нем отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца все время развивают-ся в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. Эти особенности имеют большое значение. 
Руководители хореографических коллективов, основываясь на них, могут использо-вать вековой опыт русского народа для создания сюжетных номеров. Для этого они долж-ны хорошо изучить и знать источники содержания и выразительных средств русской на-родной хореографии. Прежде всего, они возникают в окружающей действительности, ро-ждаются идеями, потребностями и интересами, которыми живет народ. Отметим самые основные источники.
Первым из них, питающим народное искусство танца, служит трудовая деятельность народа. Трудовой процесс, отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде, их от-ношение к труду, к его продуктам, находят отражение в тематике сюжетных трудовых танцев.
Вторым источником, на основе которого рождается сюжет русского народного тан-ца, являются природно-климатические условия жизни, различные явления природы. Чело-век наблюдая окружающую природу, часто прибегает к ее образам, пластике для создания художественного образа или хореографической характеристики образа человека.
Третий источник, пожалуй, самый главный в создании сюжетных танцев - жизнен-ный уклад народа, его нравы, мораль, этика, которые находят отражение в танце, переда-ются показом условного игрового характера взаимоотношений. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления и понятия об общественных отношениях между людьми. В них часто применяются образные, порой символические жесты, позы, исполь-зуются предметы, которые помогают выразить отношения между участниками, провести точную сюжетную линию.
Характерным источником создания сюжетных русских народных танцев служит сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментом. Он часто изображает их в своем творчест-ве для воспроизведения атмосферы окружающей жизни. Быт есть уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных по-требностей людей (пища, жилище), так и освоение духовных благ - культуры, общения, отдыха, развлечений. Быт общественный, городской, сельский, семейный, индивидуаль-ный складывается под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, национальных особенностей русского народа.
Огромное значение в создании сюжетных номеров в русской народной хореографии имеет символика бытовых предметов. Роли повседневных предметов и животных отво-дится большое место в обрядах и поверьях. Так как главным «поставщиком» народных танцев всегда была деревня, то весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течени-ем, ритмичностью труда и быта, установившемся круговоротом дней, месяцев, времен го-да, опирался на обычаи, обряды, поверья русского народа. Вот некоторые значения быто-вых предметов, которые можно использовать при создании сюжетных номеров в русской народной хореографии. 
Решето - предмет домашней утвари, воплощавший идею богатства и плодородия и связанный с мотивами дождя, неба и солнца. В ритуалах решето использовалось как вме-стилище даров, а также «чудес», оно играло роль оберега, использовалось в народной ме-дицине и так далее. Веник - в народных представлениях опасный и «нечистый» предмет, служащий фундаментом порчи и колдовства, но иногда выступающий как оберег от злых сил. Защитные свойства веника, его способности противостоять нечистой силе находи-лись в тесной связи с его функцией очищения, устранения всего нечистого.
Венок - обрядовый предмет, изготавливаемый из различных растений, трав и цветов, а также ленточек, бумаги и так далее; элемент убранства, широко используемый во время проведения различных обрядов, шествий, свадебных церемоний. Венок являлся обяза-тельным головным украшением девушек во время весенне-летних игр и обрядов. Венки были обязательным атрибутом участников купальских игрищ. Венками в это время также украшали дома и дворовые постройки, а также купальское деревце.
Хлеб-соль - такое сочетание хлеба и соли было очень емким символом: хлеб выра-жал пожелание благополучия и богатства, а соль играла роль оберега защищающего от враждебных сил злого влияния. Считалось, что если накормить своего недруга хлебом-солью, то он станет другом.
Последний сноп - связка стеблей хлебных злаков, срезанных на поле последними. Такому снопу в народе воздавали особые почести и связывали с ними множество обрядов, примет, обычаев и поверий. На пиршествах в честь окончания полевых работ последний сноп занимал почетное место: вокруг него нередко водили хороводы и устраивали игри-ща.
Проблема создания сюжетных номеров в русском народном танце должна быть рас-смотрена в единстве таких структурно-композиционных составляющих, как этнографиче-ские (обычаи, обряды, верования), поэтические (текст песен), музыкальные (мелодия) компоненты, а также художественно-прикладные (народные промыслы, костюмы). 
Важным моментом в постановочной работе является определение основных обще-национальных черт русского народного танца, откуда можно черпать его многообразие. Назовем, прежде всего, главное - содержательность танца в самом широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко выраженную мысль, которая пронизы-вает весь танец.
Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответ-ствующую форму выражения той идеи, которую он решил передать в танце. Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собствен-ной натуры и ту идею, которую хочет донести.
Необходимо добиваться того, чтобы в сюжетных танцах раскрывались характерные черты русского народа: его ум, трудолюбие, героизм, смелость, скромность, душевная от-крытость и щедрость.
Грани народного таланта, его творческий дух, его мастерство неизменно воплоща-ются в народных художественных промыслах. Сюжеты на тему народных художествен-ных промыслов неиссякаемы. Тем более на мотив каждого промысла у каждого из хорео-графов может родиться свой замысел, свое режиссерское видение и свое хореографиче-ское решение. Вот здесь-то и проявляется особая ценность и значимость обращения к этой благодатной теме. Каждый народный промысел находится в конкретной области и тесно связан с местным жизненным укладом, с народными традициями, хореографическими в частности. 
В заключение хочется сказать, что русский народный танец на всех этапах своего развития отражает общенациональные черты, социальный и бытовой уклад народа, его настроение, обряды и обычаи. Даже тяжелый гнет не мог подавить самобытности народ-ного творчества, создавшего подлинные шедевры хореографического искусства.
Самобытность, яркость и выразительность русского танца давно стали предметом изучения, восхищения, благодатной почвой для создания талантливыми хореографами за-мечательных сюжетных номеров. 

-------------------------------------------------------------------
1. Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие. – Самара: изд-во Са-марской государственной академии культуры и искусств, 2003. – 81 с.
2. Настюков Г.А.Нродный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). М., Профиздат, 1976, 64 с.
3. Захаров В.М. Поэтика русского танца. – М.: «Издательский дом «Святогор», 2004. – том 1. – 400 с. 
4. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской науч-но-практической конференции по русскому народному танцу. /Сост. Пуртова Т.В.; М.: ГРДНТ, 2003. – 112 с.; ил.




Возврат к списку