События

27.09.2015 | СЕМИНАР ДЛЯ ХОРЕОГРАФОВ ПРОШЕЛ В РБИУ

СЕМИНАР ДЛЯ ХОРЕОГРАФОВ ПРОШЕЛ В РБИУ

Семинар «Композиционное построение, лексические особенности и формы народной хореографии» был организован в рамках подготовки к Всероссийскому фестивалю народного танца «Уральский перепляс» в 2016 году.

Семинар прошел с 14 по 16 сентября 2015 года в городе Челябинске в Русско-Британском институте управления. Сотрудничество с этим учебным заведением началось в апреле 2015 года проведением урока памяти о журналистах – участниках Великой Отечественной войны. Героем этого урока стал Николай Фаддевич Шнейвайс, супруг Натальи Николаевны Карташовой, имя которой носит Фонд развития народного танца.

В семинаре приняло участие 79 человек, которые представили Челябинскую область: Агаповский, Брединский, Еткульский, Сосновский, Саткинский, Нагайбакский, Октябрьский, Чесменский, Троицкий районы, города Пласт, Озерск, Масс, Челябинск, Магнитогрск, Еманжелинск, Верхний Уфалей, Южноуральск, Коркино, Сим, а также из Курганской и Свердловской области и Республики Башкортостан.

Открыла семинар заведующая хореографическим отделом Государственного Российского Дома народного творчества Анна Александровна Калыгина. Ее выступление по теме «Основные принципы отбора танцевального фольклора» стало результатом осмысления происходящего в хореографии на примере увиденного на фестивалях. Разговор получился очень актуальным и своевременным. Ведь все больше хореографов в поиске новых выразительных средств и образов обращаются фольклору. Как это сделать бережно и профессионально, не искажая традиции, и содействовать обогащению народного танца, об этом состоялся обстоятельный разговор. Текст выступления Анны Александровны мы публикуем полностью.

Участники посмотрели небольшой фильм о Российском Доме народного творчества, его удивительной истории, людях и событиях, составивших славу такому явлению, как «народное художественное творчество». Состоялась презентация книг, которые очень важны для хореографического сообщества. Эту книгу Лидия Устинова посвятила своей матери, талантливому хореографу-педагогу, создателю танцевальной группы Государственного академического хора имени М.Е. Пятницкого – Татьяне Алексеевне Устиновой. Более шестидесяти лет Татьяна Алексеевна была художественным руководителем танцевальной группы. Это издание стало закономерным результатом работы по сохранению для современных хореографов достижений Мастера, сумевшего сделать русский танец искусством, покорившим весь мир. В книге собраны наиболее яркие танцевальные миниатюры, созданные в свое время Татьяной Алексеевной и изложенные современным языком хореографии. Эти номера полюбились зрителям уже в то время, когда были впервые поставлены в программе Государственного хора имени М.Е. Пятницкого. Вступительная статья «Большое искусство малых форм» написана Валерией Иосифовной Уральской. Книга будет интересна руководителям и исполнителям народных хореографических ансамблей любительских коллективов, а также студентам и педагогам средних и высших учебных заведений.

Вторая книга, которая была представлена участникам семинара – «Основы русского народного танца», учебник, написанный Андреем Андреевичем Климовым, вышел в третьем дополненном издании. Задача учебника – дать понятие об основах русского народного танца, показать многообразие его видов и различную манеру исполнения, исполнительские традиции русского танца. Ученик Татьяны Алексеевны Устиновой, солист танцевальной группы Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого, Климов А.А. сумел сделать свою работу очень полезной не только студентам и преподавателям, но и балетмейстерам в их исполнительской и постановочной работе.

Сборник «Традиционные народные танцы и игры», составителем которого явилась Анна Александровна Калыгина, заведующая отделом хореографического искусства Государственного Российского Дома народного творчества, стал логичным продолжением презентации предыдущих изданий и иллюстрацией современного описания народных танцев с рисунками и нотами, как результат преемственности поколений хореографов. Издание позволит самому широкому кругу читателей приобщиться к танцевальному наследию русского народа.
Книги вызвали неподдельный интерес у участников семинара.
После выступления Анны Александровны начались практические занятия с хореографами, которых все ждали с нетерпением. Открыла серию таких занятий Марина Юрьевна Склярова, заместитель директора Челябинского областного центра народного творчества, заслуженный работник культуры Российской Федерации своим уроком «Работа с предметом (платком) и внутренний монолог лексических элементов в народном танце».

В течение двух семинарских занятий о формах народной хореографии с участниками семинара общалась Ирина Эвальдовна Бриске, профессор хореографического факультета Челябинской Государственной академии культуры и искусств. Ее изложение особенно близко и понятно коллегам, ведь Ирина Эвальдовна, как постоянный председатель жюри областных конкурсов по народному танцу, хорошо знает возможности и слабости любительских коллективов Челябинской области.
Очень часто в адрес балетмейстеров звучат замечания о слабой технической работе над лексикой. Устранить эту проблему было призвано занятие Нины Алексеевны Носовой, преподавателя факультета хореографии Южно-уральского Государственного института искусств «Работа над техникой лексики народного танца».

С большим нетерпением участники семинара ожидали выступление Эльвиры Юрьевны Первовой, доцента кафедры хореографии Самарского Государственного института культуры и искусства, художественного руководителя театра танца «Скрим». Ее занятие по теме «Композиционные идеи и решения в современной хореографии и стилизованном народном танце» на основе опыта работы с лексикой подтвердило наличие прочной связи между стилизованным народным и современным танцем. Задача балетмейстера любительского коллектива эту связь видеть и грамотно использовать при создании номера.
В своих анкетах слушатели семинара оставили следующие отзывы:
- «Спасибо за глоток свежего воздуха»
- «Большое спасибо за такой замечательный семинар»
- «Спасибо за организацию. Все прошло на высоком уровне. Большое спасибо за встречу с любимыми педагогами, организаторами».
- «Спасибо за полезный опыт».
- «Спасибо за организацию полезного семинара. Педагоги просто супер!».
- «Низкий поклон и слова благодарности».
- «За этот семинар хореографы получили знания и опыт по трем основным концепциям хореографии: 1. Школа и точность исполнения; 2. Душа и красота танца; 3. Свобода и самовыражение».
В анкетах прозвучали и предложения, что, несомненно, будет учтено организаторами на следующих семинарах:
- Изучение лексики национальных танцев народов, живущих на Урале.
- Проведение урока для начального, среднего и старшего возраста.
- Обучение компьютерным программам по работе с музыкальным материалом.
- Музыкальное оформление номера, выбор музыкального материала, особенности костюма разных областей России, особенности построение номера в зависимости от площадки.
- Рассмотреть тему уральского танца, его традиций.
- Рассмотреть особенности танцев народов Поволжья.
- Рассмотреть методику проведения занятий по народному танцу в мужском классе.
- Областные особенности народного танца, детский танец.
- Рассмотреть тему стилизации народного танца.
- Хотелось бы обмен опытом балетмейстеров всех регионов России.
- Трюки для мальчиков

Все преподаватели были оценены самыми высокими оценками.
Организаторы надеются, что проведенный семинар станет дополнительной мотивацией для руководителей самодеятельных коллективов для дальнейшего повышения профессиональной квалификации и даст новый стимул к поиску интересных постановочных решений.


Ирина ТОЦКАЯ
Исполнительный директор Фонда развития народного танцев
Натальи Карташовой и Татьяны Реус



Фотоальбом: СЕМИНАР ДЛЯ ХОРЕОГРАФОВ



Возврат к списку