События

27.02.2017 | «Профессиональные судьбы» выпускников первого набора института культуры.

«Профессиональные судьбы» выпускников первого набора института культуры.
21 февраля 2017 года в институте культуры состоялась встреча выпускников первого набора по инициативе Фонда развития народного танца. 
Встреча проходила в неформальной обстановке в 206 аудитории, которую все поколения студентов очень хорошо. Присутствовали и нынешние студенты хореографического факультета и, конечно, те, кто закончили ее в 1974 году. 
Челябинский государственный институт культуры организован в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1062 от 20 ноября 1967 г. и приказом Министерства культуры Российской Федерации № 35 от 24 января 1968 г. Это был пятый вуз подобного профиля в стране и первый на Урале и в Западной Сибири.
В 2018 году исполнится 50 лет как институт распахнул свои двери. 
Первым его ректором стал кандидат исторических наук, доцент Поликарп Васильевич Сапронов.
Одна из первых кафедр ВУЗа была кафедра театральной режиссуры и хореографии.
Возглавил кафедру народный артист СССР, режиссёр оперного театра Нияз Курамшевич Даутов.
Встреча первых выпускников и сегодняшних студентов состоялась в рамках юбилейных торжеств, посвященных 50-летию института. 
Встречу открыла и обратилась с приветствием к собравшимся директор Фонда развития народного танца Н. Карташовой и Т. Реус Ольга Ильинична Палей. 
Первый выпуск составил 18 человек. Этот выпуск до сих пор считают «звёздным». 
Итак, год 1968! Абитуриентов кафедры режиссуры и хореографии набирали: ленинградский хореограф Виктор Андреевич Тейдор и известный в Челябинске хореограф заслуженный деятель искусств СССР Н.Н. Карташова, из театра оперы и балета приглашен опытный педагог Т.Б. Нарская. 
Именно она была куратором, заведующей кафедрой, наставником и близким другом первых студентов. 
Чуть позже кафедра пополнилась плеядой молодых преподавателей, приехавших после окончания Ленинградского государственного института культуры. Это Панфёров Виктор Иванович, Ивлева Любовь Дмитриевна, Платвинова Зухра Курбановна.


Кто же эти первые студенты института культуры?
Юров Борис Лаврентьевич заслуженный работник культуры РФ получил студенческий билет 1. Он был зачислен первым в институт потому, что с отличием окончил Ленинградское культпросвет училище и на «отлично» сдал вступительные экзамены в институт. Он был старостой курса и очень увлекался киносъемкой. Именно благодаря ему и есть эти уникальные кадры выступлений и уроков. Борис Юров работал в Курганском колледже культуры – руководил отделением хореографии. 
Вагнер Нина Генриховна «Отличник народного просвещения», заслуженный работник музыкального общества. После института танцевала в государственном ансамбле «Марий Эл», потом в Челябинской филармонии в ансамбле «Уральская скоморошина». В 1979 году по предложению Тамары Борисовны пришла работать во Дворец пионеров и школьников им. Крупской. Много лет работала в оргкомитете хореографического конкурса «Детство», первая поддержала инициативу Музыкального общества по проведению на базе Дворца пионеров клуба «Терпсихора». Образцовый коллектив «Перезвоны» - это её детище, за 40 летнюю его историю осуществлено множество творческих программ. Интересным было сотрудничество с именитым однокурсником Борисом Соколкиным. Награждена Грамотой министерства образования РФ. 
Меркулов Борис Петрович, заслуженный работник культуры РФ, сразу после поступления в институт весной 1968 года участвовал в культурной программе Олимпиады в Мехико. По окончании института работал в городе Трехгорный Челябинской области, потом в г. Сосенском Калужской области, последние15 лет снова в Челябинской области в городе Озерске. Все годы занимается русским танцем, влюблён в него до сих пор. Сам обладает необыкновенным сценическим обаянием. В 2014 году – на Всероссийском фестивале народного танца «Уральский перепляс» признан «Лучшим танцовщиком». Коллектив, которым сейчас руководит Б.П., называется «Сорока», он носит звание «Народный», его участникам за 40 …. . Борис Петрович за пропаганду народного танца награжден Премией Фонда развития народного танца Н.Карташовой и Т.Реус
Власова Светлана Сергеевна с 1974 года с подачи Тамары Борисовны Нарской начала работать в школе искусств города Челябинска №10. Проработала 26 лет педагогом классического и историко - бытового танца. Принимала активное участие в концертной работе хореографического отделения, осуществляя репетиционную работу . Внесла большой вклад в постановку программы русского танца «На тройке по Руси» с Борисом Соколкиным. Сейчас преподаватель хореографии гимназии №1г. Особенность учебного процесса – занятия историко-бытовым и народно-сценическим танцем. Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Плотвинов Вячеслав Михайлович, заслуженный работник культуры РФ перевелся на 4 курс в Челябинск в 1970 году из Московского государственного института культуры. По окончании института остался на кафедре хореографии, вскоре получил должность доцента. 
В 1973 году в паре с Татьяной Зениной стал победителем первого в Челябинске Всероссийского конкурса бального танца. Создал любительские ансамбли бального танца в ДК Челябинского металлургического комбината, в ДПШ им. Крупской. Бальная хореография города Челябинска неразрывно связана с именем Вячеслава Михайловича Плотвинова. Он в Челябинске первооткрыватель инициатив спортивного бального танца.
Кузнецова Марина Викторовна, заслуженный работник культуры РФ после окончания института работала в городе Трёхгорном. С 1976 по приглашению Власовой Светланы Сергеевны пришла работать в ДШИ №10 г. Челябинска. Возглавляла хореографическое отделение. Участвовала в разработке новых программ, учебных курсов, создании новых учебных планов. По совместительству была методистом областного управления культуры, занималась проведением семинаров для хореографов области. Именно по её инициативе была осуществлена постановка программы «На тройке по Руси» с Борисом Соколкиным. В ДШИ №10 проработала 25 лет. Сейчас преподаватель хореографии гимназии №1 Челябинска, автор программы «Танец, как часть культуры народов».
Измоденова Людмила Ивановна. При поступлении в ВУЗ у нее уже была за плечами балетная школа оперного театра. После окончания института танцевала в Омском театре музыкальной комедии. С 1983 работает в ДШИ №4 Челябинска. Преподает классический и историко-бытовой танец. Награждена Грамотой Министерства культуры РФ, имеет звание отличника музыкального общества.
Осипова Нина танцевала в ДК ЧТЗ, после окончания уехала на Украину, где и живет сейчас. Не изменяет профессии, работает хореографом, пишет стихи. Десять лет назад она приезжала на 35-летие выпуска. Сейчас, к сожалению, не смогла приехать.
Пиньжакова Ольга после института работала в Курганском культпросвет училище, затем в Северодвинске руководила детским коллективом. Позже увлеклась стилем стэп и сейчас с дочерью успешно работает в этом направлении.
Иодловский Леонид Андреевич, заслуженный работник культуры РФ, балетмейстер, репетитор, художественный руководитель самодеятельного коллектива, создатель разнообразных программ народного танца. Родился в Харькове. Волею судеб попал в Челябинскую область (проверялся в Уральский хор, не прошел и уехал в Коркино), где организовал танцевальный коллектив. Выезжал с ними на областные смотры и конкурсы. На одном из таких конкурсов его заметила Наталья Николаевна Карташова и посоветовала поступить в открывающийся институт культуры. Годы учёбы совмещал с участием в самодеятельном коллективе ДК Челябинского тракторного завода. По окончании института культуры был приглашен в город Озёрск Челябинской области, где создал ансамбль народного танца «Зарево», защитил с ним звание народный. Неоднократно выезжал с коллективом заграницу. 
Долгополова (Ежикова) Лариса Дмитриевна педагог дополнительного образования высшей категории. До института занималась в балетной студии ДК города Сатки. А будучи студенткой, одновременно училась в балетной студии при театре оперы и балета им. М.И. Глинки. 
В 1972 году была приглашена в Иркутсткий театр музыкальной комедии артисткой балета. И сразу окунулась в репертуарную жизнь: «Лебедь» Сен-Санса, Седдьмой вальс Шопена, Большое классическое адажио в спектакле «Последний Чардаш» и др. Следующим этапом в жизни Ларисы Дмитриевны был Ижевский музыкальный театр. Здесь она создала яркие образы – Дивы в балете «Барышня и хулиган», Золота в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», Мальвины в «Буратино», танец маленьких лебедей, испанский танец из Лебединого озера. Потом она 8 лет служила в Алтайском краевом театре оперетты и создала новые, интересные образы. С 1994 года возвращается в родной Челябинск и работает в общеобразовательной школе с любительским коллективом «Лада». В 2012 году коллектив получил звание «образцовый».
Имя следующего студента известно широкой общественности Челябинска, это один из создателей культурной среды нашего города.
Соколкин Борис Николаевич, заслуженный артист РФ. Творческую деятельность начал в стенах родного института, был руководителем студенческого ансамбля «Малахит». Работал артистом балета Уральского государственного русского народного хора. В 1980 году поступил в аспирантуру ГИТИ им. Луначарского. Основой для поступления послужили исследования фольклора горно-заводских районов Южного Урала, его статья «Танцуют уральцы», а также запись Тютнярской кадрили. Почти 8 лет работал в государственном Рязанском русском народном хоре главным балетмейстером. 
В 1988 году приглашен на родину в Челябинск главным балетмейстером в Государственный ансамбль танца «Урал». В основе его постановок – танцевальный фольклор Южного Урала. Работал в составе жюри многих Всероссийских фестивалей.
Одновременно проводил мастер-классы по русскому танцу, занимался прикладным искусством, этнографией, фольклором. Имя Бориса Соколкина стало широко известно на Урале. Его постановки и сейчас живут в репертуарах самодеятельных коллективов региона. Они отражают подлинную поэзию и красоту русского народного танца. 
Нет сомнений, что вклад Бориса Соколкина в самобытное развитие танца на Урале очень важен и весом. В 2005 г. Борису Николаевичу была присуждена премия «Известность» в номинации «Культура», учредителем которой является российская газета «Известия».
Его нет с нами уже 10 лет, но красивое дело его продолжает жить. 
И ещё об одной судьбе первого выпуска ЧГИК необходимо рассказать. В группе она была самой старшей, 37 лет – почти ровесница преподавателей, а то и старше….
Реус Татьяна Николаевна, заслуженный работник культуры РФ. Первое образование получила в Свердловском университет на факультете журналистики. По окончании его работала на Челябинском телевидении. В 1959 году уехала по месту назначения мужа в Венгрию. Там создала хореографический ансамбль из военнослужащих. Вернувшись работала хореографом во Дворце культуры железнодорожников, в клубе Челябинского политехнического института. Появилась потребность получить хореографическое образование и в 37 лет она поступает во вновь открывшийся институт культуры, в первый набор ЧГИК. Как дочь известных людей, она получает два образования: журналиста, как отец – Николай Фадеевич Шнейвайс и хореографа, как мать Наталья Николаевна Карташова.
В 1971 году она пришла на работу в ДК ЧМК, где создала ансамбль «Уральский сувенир». В 1976 году коллектив получил звание «Народный». Она, как балетмейстер, создаёт большие хореографические полотна «Сталь идёт», «Легенда о Данко», «Этих дней не смолкнет слава», «Малахитова шкатулка», «Сказки об Италии» и др. В 1978 году выезжает в Кемерово с несколькими танцовщиками для создания профессионального коллектива при Кемеровской государственной филармонии. В 1980 году возвращается в Челябинск и работает во Дворце культуры профтехобразования «Смена». Здесь она создаёт ансамбль «Радуга». Одним из ярких и прогрессивных номеров этого времени стала композиция «Крутим землю ногами» на песню Высоцкого. В 1987 году меняет место жительства на город Свердловск, работает руководителем хореографического коллектива в ПТУ №3. В 1992 году выходит на пенсию и приезжает в Челябинск. В средней общеобразовательной школе № 102 создаёт детский театр танца «Фантазия». Здесь она будет работать до 2000 года.
В 2004 году её не стало…. 
Всероссийский Фестиваль народного танца «Уральский перепляс» стал носить два имени - заслуженного деятеля искусств СССР Н. Карташовой и заслуженного работника культуры РФ Т.Н. Реус.
По инициативе Андрея Георгиевича Реуса, сына Татьяны Николаевны, в память о матери и бабушке, для продолжения дела, которому они посвятили всю жизнь, в 2011 году был создан Фонд развития народного танца, который стал носить их имена - Натальи Николаевны Карташовой и Татьяны Николаевны Реус.
Вот такие разные судьбы, такие разные профессиональные пути, объединенные одним – любовью к танцу. А еще тем, что они когда-то вместе стали первыми студентами только что открытого Челябинского государственного института культуры. 
У Фонда развития народного танца есть традиция – угощать гостей пирогами с яблоками и корицей, которые очень любили в семье Карташовых. Эту традицию мы продолжили на встрече выпускников 1974 года.

Ирина Тоцкая,  исполнительный директор Фонда развития народного танца.




Возврат к списку