События

05.12.2017 | Виды народного танца: Игровые хороводы

Игровой хоровод – это хоровод, в песне которого имелись действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, а содержание песни разыгрывалось всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создавали различные образы и характеры героев. В игровых хороводах главным являлось - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержалось в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входил платочек, лента, венок и т.д. Эти предметы иногда служили и символами. Так венок символизировал брачный союз, платочек заменял подушку, перину и т.д. В таких хороводах мог выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделялось несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения был намного проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строились по кругу, линиями, парами. В центре круга происходило действие, разыгрывался сюжет. В линейном построении хороводов участники были поделены на две группы, которые вели своеобразный диалог. Существовали определенные группы песен, требующие либо обязательного линейного построения, либо именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретали артистические способности участников.

Пляска родилась в хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно было выражать различные состояния человека. Пляска состояла из ряда отдельных движений - элементов, которые отличались характерной манерой исполнения, имела русский национальный колорит. Каждые движения в пляске были наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивалось за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски были очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска давала возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могли участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски были характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски - величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполнялась живо, с задором. В каждой пляске было свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски являлась индивидуальная импровизация. Пляска отличалась от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска давала возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создавало новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличало пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски шли не только под песни, но и под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполнялись пляски, были, в основном быстрые, а мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни назывались плясовыми. Плясовые и хороводные песни не всегда имели резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивали ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов.
Пляска могла идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.




Возврат к списку